Недавно передо мной встал вопрос выбора стереоусилителя и акустики в ценовом диапазоне около 200 тыс рублей. Я определился с претендентами, даже их послушал, сделал выбор, но потом произошло то, что заставило меня передумать… Но давайте по порядку.
Записавшись на прослушивание в крупнейшие сетевые магазины Аудиомания и Пульт.ру я переслушал следующие усилители: Rotel A10, A12, A14, A1572, Denon 1600, 2500, Marantz 8006. Была прослушана акустика: DALI Oberon 3, DALI Opticon 6, B&W 603, B&W 607, Monitor Audio Bronze, Monitor Audio Silver, Monitor Audio Gold — извините, тут цифирки не помню ))
Довольно быстро я пришёл к связке Marantz 8006 и DALI Opticon 6. Прошерстив интернет-магазины я «оптимизировал» цену в районе 180 тыс. рублей за комплект (100 тыс. руб. обошлась бы акустика и 80 тыс. руб. обошёлся бы усилитель — цены на 31 января 2020 года).
Однако, 31 января 2020 года мне не спалось. В пять часов утра я впервые услыхал о компании «Профиль Аудио» из Череповца, а к 11:00 я прочитал всё, что было написано в интернете про усилители этой компании под названием PAS-240. Я редко поступаю эмоционально, но тут мне показалось: «это моё».
Ну и было ещё два момента: доставка в Санкт-Петербург — за счёт изготовителя. И, самое главное условие: если не понравится усилитель — вернём деньги!
В 11:00 я написал письмо в адрес «Профиль Аудио» с желанием приобрести усилитель PAS-240 модель 6. Довольно быстро прошли переговоры с «Профиль Аудио» по нюансам и мы подписали договор об изготовлении усилителя. Цена была зафиксирована и срок изготовления. Представитель «Профиль Аудио» поинтересовался с какой акустикой я собираюсь слушать их усилитель и когда я сказал, что выбрал DALI Opticon 6, он предложил мне обратить внимание на акустику ASP Optimus Classic SB II ценой в 120 тыс. рублей.
Колонки были прекрасно упакованы. Доехали без каких-либо замечаний. Никаких внешних дефектов после распаковки не было замечено. А затем я приступил к прогреву колонок. Прогрев продолжался 1 месяц по 2-3 часа в день. Через месяц я перестал слышать изменения тонального баланса в звучании акустики.
Усилитель был упакован в пенопласт и фирменную коробку. Никаких нюансов при осмотре внешнего вида усилителя — выявлено не было. Усилитель выполнен в минималистическом дизайне. Слева — ручка выбора входов, справа — регулятор громкости, в центре — неярко светящейся синим цветом индикатор включения. Фотографии не отражают всей брутальности дизайна. Микропроцессор усилителя имеет свою логику управления. При подаче напряжения регулятор громкости устанавливается в минимальное положение громкости, затем мотопривод устанавливает регулятор громкости в положение на 9 часов. Если Вы в дальнейшем пользуетесь пультом для включения/выключения усилителя, то положение регулятора громкости остаётся таким, каким оно было в момент выключения. Регулятор громкости работает плавно, громкость регулируется очень комфортно, как с пульта, так и вращением ручки.
Комната для прослушивания — 25 м2, (~4,5х5,5 м), колонки установлены по короткой стороне комнаты, расстояние между центрами колонок — 225 см (дальнейшее увеличение расстояния приводит к «разрыву» звуковой сцены), акустика чуть повёрнута внутрь на угол 15 градусов. Место для прослушивания по центру между колонками на расстоянии 2-х метров. Каждая колонка установлена на бетонное основание размером 50х50х5 см, весом 25 кг (обыкновенная тротуарная плитка). Шипы сильно врезаны в бетон. Сразу скажу, что бетонное основание чуть подняло низкие частоты. Простукивание колонок ладонью позволяет судить о хорошей заглушенности корпусов.
«Изюминка» усилителя PAS-240 в запатентованной технологии «ZDS». Подключается акустика к усилителю посредством трёх проводов: два, как обычно, а третий «из того-же материала», той-же длины подключается к специальному терминалу ZDS (для левого и правого канала отдельный терминал) и к минусовому терминалу («черному») колонки. Я попробовал достаточное время послушать систему не используя технологию ZDS, т.е. подключённую двумя проводами. Резюме: с системой «ZDS» увеличивается точность подачи. Это выражается как в чуть иной тембральной окраске (вернее, в её отсутствии, напрочь) и в «чистоте» звучания. С «ZDS» звучание любого материала однозначно точнее. Вообще слово «точность» является ключевым для описания полученной системы. Но это чуть забегая вперёд. В настоящее время колонки подключены к усилителю тремя проводами марки Onetech JET 40 (сечение каждого 4 мм2, многожильная медь чистоты 99.96% по цене 399 рублей за погонный метр — здесь и далее цены — на момент написания данного отзыва — 17.08.2020) длиной два метра.
Переходим от описания к практике. Питание. Многоквартирный дом, где я живу, относительно новый, 1999 года постройки. Электропитание хорошее. В квартире заменена вся проводка на медную 2.5 мм2. Отдельный провод от щитка идёт на розетки, к которым подключён усилитель и иная аудио техника.
Прослушивание 1
Источник — CD плеер Marantz CD-48, используется коаксиальный выход, подключён коаксильным кабелем (обыкновенный китайский шнурок, стоимостью 1400 рублей за пару) к ЦАПу S.M.S.L M400 (используется новейшая микросхема AK4499), который подключён к балансному входу усилителя PAS-240 посредством китайского балансного кабеля, длиной 50 см и стоимостью 2200 рублей за пару. Для прослушивания я выбрал CD диск БГ и «Аквариума» достаточно редкого издания (тираж 2000 экз.), который выпустила компания OCS в 2003 году. Песня «Кострома Mon Amoure» (регулятор усиления — на 11 часов) звучит пронзительно. Голос Гребенщикова узнаваемо-томный, с характерными интонациями за счёт кристально чистого звучания воспринимается не как выпендрёж, а как сдержанная исповедь. Партия бас-гитары очерчена, точна и великолепна. Акомпанимент ненавязчив. Сцена широкая, голос чуть выступает вперёд. Хорошая работа звукорежиссёра. Я получил большое удовольствие. Ну и некоторый эксперимент: подключил ЦАП к небалансному входу усилителя. Прилично. Но не стало той высочайшей детальности и прозрачности.
Прослушивание 2
Источник — портативный плеер Cayin i5 (используется AK4490), линейный выход которого подключён к небалансному входу усилителя кабелем Supra BiLine -MP (minijack 3.5 mm — 2xRCA, ценой 4740 рублей). «Пляска скоморохов» (из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова) в исполнении Миннесотского оркестра (дирижёр Eiji Oue диск Tutti, reference recording, FLAC). Регулятор громкости на 11 часов. Полное присутствие перед звучащим оркестром. От чуть слышного piano до громобойного, в грудь, fortissimo литавров и меди тарелок! Восторг! И это всё звучит не смешиваясь в кашу, прозрачно и детально. Усилитель и колонки прекрасно справляются с взрывным характером произведения. Замечательное исполнение, прекрасная запись, отличное воспроизведение!
Прослушивание 3
Источник и подключение аналогично Прослушиванию 2. Диск «Амория» сестёр Лебек — это шедевр. Правда, у меня FLAC. Первая запись » Con Amores, La Mi Madre», начинается а-capella. Великолепное меццо-сопрано уносит нас вперёд и куда-то вверх. И оттуда сверху на нас льётся песня XIV века. Необычайно красивый голос. Скромный акомпанемент фортепиано. Точно и до слёз проникновенно. Широкая, глубокая сцена. Полное впечатление, что мы находимся в соборе. Регулятор громкости на 11 часов.
Прослушивание 4
Источник — виниловый проигрыватель Pro-Ject X1, звукосниматель Ortofon 2M Blue, фонокорректор — PS Audio PS-II Mk5 от Константина Бабина. Проигрыватель соединяется с фонокорректором штатным (который шёл в комплекте) кабелем Pro-Ject Connect it E, фонокорректор подсоединяется к небалансному входу усилителя посредством обыкновенных двух китайских кабелей RCA-RCA по цене 1400 руб за пару. Сразу отмечу чуть завышенный уровень сигнала с фонокорректора. Поэтому регулятор громкости устанавливаем между 10 и 11 часами. Пластинка фирмы Balkanton «Органист Лионель Рог исполняет произведения И.С.Баха на органе Гроссмюнстера в Цюрихе». Первое же произведение «Пассакалия и фуга до-минор» BWV-582 — повергает в шок. Слышно дыхание органа. Я часто бываю в филармонии Санкт-Петербурга, но такого — не слышал. А когда зазвучал нижний регистр органа, вспомнился инфразвук. Сильно, и в то-же время детально и очерчено. Есть бас! Глубокий и правильный.
Прослушивание 5
Источник и подключение — аналогично Прослушиванию 4. Пластинка «Лирика» Муслим Магомаев. 1974 год, Мелодия, СССР. Мощный баритон с хорошо узнаваемым тембром. Лирическое вступление первой же песни на пластинке «Благодарю тебя» сменяется мощнейшим припевом. Очень сбалансированное звучание солиста и оркестра. Эстетическое наслаждение. Кто сказал, что в Союзе плохо писали?! Шутка. Конечно, писали плохо. Удачных пластинок не так много. Но они есть.
Также отслушано множество типового материала, как то: Deep Purple (Machine Head, Fireball, In Rock), Pink Floyd (Dark Side.., The Wall, Wish You Were Here), The Beatles, Eagles, Doors, Dire Straits etc. В основном винил, но, иногда FLAC. Ничего существенного для описания звучания комплекта это не добавило.
О звучании системы на малой громкости. Система звучит прилично — т.е. с нормальными низами и хорошей детальностью, начиная с положения регулятора громкости на 9 с половиной часов. Обычно я слушаю музыку в положении регулятора громкости на 11 часов.
Я отслушал комплект в плотном режиме (ежедневно 2-3 часа) три месяца. У меня сложились следующие впечатления о звучании усилителя PAS-240 модель 6 и акустики ASP Optimus Classic SB II:
• Комплект играет детально, воздушно, но не навязчиво, слушать можно часами, без дискомфорта;
• Сильная зависимость от качества исходного материала: отличную запись комплект отыграет на отлично, посредственная запись проявится во всех своих негативных моментах;
• У комплекта нет «своего» звучания. Окраса исходного материала не происходит;
• Не установлено стилевое использование. Комплект с одинаковым успехом отыгрывает любые музыкальные направления;
• Главная характеристика звучания — точное. Я неоднократно ловил себя на мысли, что мои ощущения от посещения филармонии очень близки тому, что я слышу в исполнении данных усилителя и акустики;
• Мне не удалось найти хоть одно музыкальное произведение, с которым данный комплект бы не справился;
Достаточно давно я пришёл в известный сетевой магазин со своим музыкальным материалом и попробовал подобрать стереопару (усилитель и колонки) таким образом, чтобы звучание меня не раздражало. Помню, я остановился на комплекте из Monitor Audio Gold, кажется 300 и огромном усилителе фирмы Teac (модель увы не помню). Общая стоимость комплекта составляла около 800 000 рублей. Сейчас я нахожу, что комплект, состоящий из усилителя PAS-240 модель 6 и акустики ASP Optimus Classic SB II звучит не хуже, но стоит почти в 4 раза меньше. Так что на обозримое будущее вопрос со стереопарой для меня полностью закрыт.
И последнее… Я очень благодарен Александру Серашову и «Профиль Аудио» за то, что они делают качественную продукцию, до которой надо расти. Ибо если неподготовленный покупатель придёт в магазин, он в лучшем случае уйдёт с усилителем и акустикой, которую ему посоветует продавец. И хорошо, если этот продавец грамотный и не мотивирован отдельными производителями именно на продажу их продукции. В худшем случае покупатель уйдёт с покупкой, соответствующей его неразвитому вкусу. А хорошо ли это?